ЧАСТЬ 2

ЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

 

Создание картины – как выращивание дерева. Как важно найти землю, разрыхлить ее, снабдить нужными удобрениями, создать окружающую среду, долго ждать, как оно прорастает, как оно набирает силу, как оно переживает холодную зиму, непогоду и прочее, долго растет, обрастает листиками, и, в конце концов, увидеть цветок, цветение. И ты получаешь полное удовольствие от того, что процесс этот зримый, ясный получает такое совершенное исполнение, – тайна, которая скрыта во всех этих этапах, зримое подтверждение сложного творческого процесса всех предшествующих стадий развития.

Сама форма существования, – начало ее покрыто тайной. Первая часть ее – это структурирование формы этой жизни: орган, организм и структура дифференцированных и профессиональных образований тела, т.е. совершенствование орудийного аппарата, на котором основываются всякие взаимоотношения с окружающей средой. Специализация рождает практику, наполняет ее смыслом, а в основе лежит психология, которая создает ту универсальную целостность, в которой комфортно чувствует себя тело. Специализация создает тот научный аппарат, который позволяет осознавать элементарную основу этих структур.

Вопрос: где тот основной материал, который принадлежит самому искусству, что вызвало искусство к жизни, каковы его структурообразующие начала? А выводятся они из того необъятного целого, которое называется ощущаемым пространством. Глубина пространства и становится первым фоновым событием, которое структурируется по разным схемам осознаваемо и не осознаваемо. Есть космос – черное небо, есть оптический фон, из которого возникают миражи бытия. Человек опредметил себя когнитивным образом, осознавая себя через семью, через родителей, через ощущаемое пространство. Искусство создает для себя две составляющие: пространство и плоскость, эти две абстракции встречаются в искусстве как форма аргументации, выяснения отношений. А в этих отношениях сначала осознавались фоновые, потом мифологические сюжеты бытия человека, и только в последнее время, овладев всем богатством значений, всей историей культуры, создается живая жизнь отношений – таких же больших абстракций, которые я называю клетка и картина. Клетка – как операциональная схема появления органических форм существования, историческая форма анализа их содержания и структурирование в них тех положительных смыслов, которые формируют человеческое сознание и формы активности его.

И далее – осознание этих отношений. Искусство в формах осознания науки, в разных формах структурирования, наука опредметила эти формы, и глубина его продвижения в этих формах уникальна. Картина – та реальность, которая опредмечивалась человеческим сознанием как факт присутствия в этом существовании, наполняя ее смыслом, радостями и прочим. А из этого аппарата возникает предметное осознание поля деятельности, то есть наука об искусстве, философия искусства. Она и берет эти чисто пространственные положения: первая часть – материя и клетка, которая прошла формальную часть жизни, обрастая всеми качествами органической жизни, и вторая часть – материя и картина, это уже аксиоматика, то есть осознание исторического пути картины, по которой можно анализировать все ступени интеллектуального взросления человека: как и что происходило, как формировалась это поле сознания в системах отношений. Далее этап зрелый, наступающий. История знает много схем, в которых эта форма одухотворялась как открытие, каждая эпоха имела свою форму открытий универсальности, и восторг от этого запечатляла в своих пространственных схемах. Третий этап – профессиональная зрелость, когда берешь весь накопленный эмпирический материал, сажаешь его на историческую схему, а историческую схему ставишь на схему существования и получаешь новую, я бы сказал, задачу, но есть более тонкие определения.

В картине можно найти основания всех существующих наук, начиная от ощущений и кончая всей мощью воображения: краски, полотна, пространство… Эта тема настолько широка, и предмет ее настолько сложен, что соединить знания всех наук и свести это к той картине мира, от которой отталкивается или которую ищет картина, – вот сверхзадача.

 

Первое, что появляется в человеке после врожденной способности питаться, это способность воспринимать вкусы, запахи, звуки, цвета окружающих предметов, а далее – запоминать их посредством воображения. Потом появляется мышление, позволяющее оценить постигаемые объекты и явления с точки зрения красоты или полезности.

Знание предмета может образоваться посредством ощущения или воображения, то есть соединения практического опыта с интегральными функциями мозга как врожденных, так и закрепляемых культурой. Это создает практический опыт человека, соединяя его с ноосферой.

Чем отличается интеллект от других свойств организма? Есть понятие ощущения, есть понятие чувства. Следующая цепочка: ощущение ты получаешь непосредственно от материи, чувства – это следы ощущений, которые пропущены через образ культурного освоения, чувства обретают свою сферу в понятиях, система понятий открывает структуру связей языковой записи – грамматики обращения к памяти культуры   миросозерцания, а все это в целом, попадая в стадию ученического развития, обретает черты познавательного процесса.

Первое. На основании знания того, что уже освоено, строится познание. Есть еще процесс познания, т.е. то, что ты ищешь. Вопрос в том, как осознать то, что ты ищешь, почему ты погружен в состояние познания, правильно ли ты делаешь, что познаешь, может быть, это уже давно освоенное, проторенное и забытое. А вот в том-то и есть живая связь ощущения, чувства, знания и интеллекта, что она рождает новую цепочку, по которой строится собирательная формула знаний. То есть, ты открываешь для себя, и каждый человек открывает для себя личную ступеньку восхождения к универсалиям.

Второе. Погружение до тех пор, пока не разовьются восприятия, достаточно основательные для того, чтобы уметь проникать во все тайны природы, во все зримые явления природы.

Третье – это искусство красок. То есть, палитра должна быть развита настолько, чтобы смогла воспроизводить все богатство видимого зримого мира.

Четвертое – это идеал искусства, то есть некоторое суммарное свойство, которое и не существование, и не демонстрация, и не ремесло, а нечто, что проявляется   как невидимое качество. То есть, казалось бы, первое условие – его нужно увидеть, потом обрести мастерство, потом это мастерство развить, а сама тайна – она открытой должна быть, не умозрительной, не доказательной, не объяснительной, не описательной – она должна быть явной. Идеал совершенства – он не придуман, не надуман. Идеал искусства построен на языковой проблеме.

 

Модель творческого процесса слагается из замысла, языка искусства, формальных средств композиции (сюжетно-тематического блока и прочее). Художник, творческий процесс, средства, его реализующие, продукт и результат, – вот ступени, моделирующие необходимую творческую линию идеала искусства. А все вместе обнаруживает тот идеал совершенства, который должен предстать перед глазами как зримая, синтетическая преемственная, развивающаяся система изображения, то есть факт представлен из суммарных качеств всех слагаемых. Это формула, а уже потом ее объясняешь: когда пишешь пейзаж, ты ищешь его и в природном основании, и в человеческом лице, и в сюжете отношений, то есть в истории, показывая, как они исторически зрели. Первое – учение о форме, это – греческая пластика, где добились идеала тела, формы. Второе, более сложное, – это пространственное решение (среда). А среда потребовала третье – определить место, положение этой формы, сюжетное окружение, то есть она открывает тематический и сюжетный блоки – структуры, в который реализуется идеал совершенства. А уже потом исторически зрелой формой стало, что глаз должен быть «промыт» солнцем, цветом, освещением. Цвет обретает свойство не формальное, он должен объяснять суть, цвет – это физическая и химическая субстанция, которая раскрывает в световых колебаниях атмосферы видимую часть элементов. Четвертое – это фактура. Импрессионисты кончили на чем, – они настолько растворили материальную основу этих взаимодействий, что получался оформленный, красивый, но просто этюд, на этом закончилась их стадия. А есть зрелые формы, я попробую их назвать: характер человека, темперамент его, способности, развивающиеся в той форме деятельности, которую диктует его среда. Художник достигает идеала совершенства, только если он прошел все ступени, тогда его характер зреет, тогда зреют его способности, тогда зреет его идеал, тогда зреет его мастерство, и он достигает того, что высказанное как гипотеза, исполнено как воплощенный идеал.

 

Казалось бы, чего проще сформулировать модель творческого процесса, начиная от замысла, средств реализации, продукта, который и есть произведение искусства, и конечная цель – судьба произведения искусства, ответственность продукта за правду, за истинность, за красоту.

Замысел расшифровать – это все равно как пронять процесс рождения, происхождения жизни. За несколько дней бог сотворил всю природу. Замысел – это есть сгусток очень сложных движений мысли.

Средства реализации включают в себя многое. В искусстве это – краски, палитра, композиция, художественный язык, законы плоскости и геометрии, жанр, сюжет, событийная основа и сложные смысловые структуры, которые входят в   данное произведение.

Художественное произведение и есть ответ на вопросы, которые возникают в конкретной ситуации. История искусств дает нам массу вопросов, ответов, примеров, в каком отношении находятся контактные сферы этих реализаций. А судьба произведения искусства – это обратная связь: есть произведения, которые живут долго, вечно, есть произведения, которые возникают, как мыльные пузыри, и умирают вместе с эпохой, порождающей их.

Сама структура творческого процесса, также как и метод, который его реализует, это – сделать вытяжку из основных зрелых функций: как создавался, как реализовался, как наполнялся, каким содержанием, какой связью. В искусстве это выражается законом содержания и формы, – какие формы выражения требовало содержание, и в каких формах реализовалось это содержание. Это все грамотному умному человеку, не скажешь, что с легкостью, но знающему схемы, работающие в этих процессах, можно вычитать, вычислить и определить. Но практическая жизнь ощущений начальных всех звеньев от абстрактного к конкретному – это ведь тоже бездна всяких отношений. На высоте абстракции мы все равно сталкиваемся с суммой ощущений, зрительных идей. Конкретность – это не то, что смена стилей,   конкретность – это и есть зрелая функция тех же ощущений, тех же восприятий, та же сумма действующих и воображаемых структур. Все это, осматривая творческий путь всей истории искусства, – интересная задача, интересная цель, большая интересная работа всякого художника.

 

Для самой формулировки понятия идеала совершенства, которым мы завершаем цепочку мыслей от способности к призванию, таланту, гению – это попытка разрубить идеалом совершенства узел проблем, которые витают в воздухе и разрастаются сложным комом событий. Вся эта рефлексия есть сфокусированное сознание художника. Идеал совершенства и есть та попытка очистить этот ком от массы, казалось бы, для понятий разных наук, неразрешимых головоломок, потому что вся сумма ощущений, которая дает пространство картины и пространство космоса, вся история клетки к этой картине мира – вся история самого понятия жизни.

 

Элементы подготовки, предподготовки – это те элементы, которые обладают субстанциональной субъективной силой, и ты должен пройти ступени обоснования. Они все вместе не выражают и не указывают истину, они только становятся средством выражения того, что в глубине природы спрятано как тайна.

Свойство гения – уметь находить самые неожиданные связи, быстро и остро находить самые лучшие решения.

Это развивается как гипотеза, то есть, задача этих действий – найти материальные носители субстанции, которая называется идеал совершенства. Что нужно для этого сделать? Нужно пройти два процесса: клетки и картины, обнаружить их взаимное тяготение друг к другу. Клетка прошла путь развития в химическом и физическом субстрате сил взаимодействия, который сформировал чувствительные органы, которые нашли необходимый для восприятия баланс чувствительности, все это – результат работы клетки, который становится образованием субъективных форм, которые помогают зримо определить составную этой тайны.

Две структуры ведут эту мысль. Есть практическая мысль, суммативно балансирующая исторические находки результативных этапов этого процесса, а есть этап, который состоит в передаче наследственности, преемственности, то есть, учебно-методический.

Учебная цель в отличие от репродуктивной, которая способна только повторять результат, передавать его как умения, навыки, которые уже выработаны, – продуктивная. Это уже та научная мысль, которая находит идею, синтез нового, исторического опыта искания идеала.

Методическая, образовательная мысль, имеющая длинную глубокую историю открытий, должна обладать продуктивной силой, искать методику не из случайных фраз, а из строго выведенных из исторического ряда формирований всех качеств. Когда ты знаешь стадии их формирования, ты находишь нужную методику, для того, чтобы развивать эту способность в том продуктивном ряду, строе задач и упражнений, которые необходимы для полноты развития.

Работая в художественном училище, я своим студентам объяснял, что есть сложное единство современного, прошедшего и будущего, и надо уметь разбираться в нем, видеть в нем ростки того, что соответствует понятию, которое я назвал: красота – это то, чем ты чувствуешь саму жизнь.